... произошло1
Здесь речь идет не о неисчерпаемости объекта, очевидной с точки зрения методологической позиции, использующей разделение объекта, как он есть, и предмета, включающего средства описания и изучения объекта. Нет, неединственность сценариев есть прямое следствие способов их построения. Они могут эволюционировать и сменять друг друга и эти смены не будут исправлением ранее допущенных ошибок. Неединственность сценариев должна явно учитываться в теории эволюции. Имеет силу ``третий закон Симпсона'': ``Какого бы рода проблема перед нами не стояла, нам всегда не хватает информации, чтобы решить ее окончательно'' ([92], с. 43).
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
... многими2
``Законы феноменов биологии являются и не могут быть ничем иным, нежели поведением атомов и молекул, когда они взаимодействуют таким образом, что создают живые организмы'' ([71], c. 183). Эта неправдоподобно радикальная точка зрения получена перефразировкой высказывания Дж. Ст. Милля. Анализируя и критикуя ее, известные биологи [71] подчеркивают, что биология, конечно, не противоречит физике, но содержит особые законы. По их высказыванию: ``организм - совершенно особая совокупность молекул'' - можно судить о позиции. На используемом языке это можно было выразить так: возможные миры физики, в которых есть жизнь, - совершенно особые и физика не обладает правилом отбора этих миров. Физика не знает, что такое жизнь.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
... Пайерлса3
Далее в этой главе взятый в кавычки текст есть цитата из статьи [80], если нет дополнительных указаний
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
... модель4
В научно-педагогическом фольклоре она получила название ``модель абсолютно пьяного человека'': сделав шаг (на длину свободного пробега), он тут же забывает, куда шел, и направление следующего шага совершенно случайно.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
... осмысленности5
Принцип, согласно которому каждое положение должно считаться осмысленным и имеющим основания, пока скрупулезно не показано обратное. Название выбрано по аналогии с важнейшим юридическим принципом - презумпцией невиновности.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
... выводимы6
И логики-эпистемологи (``знаниеведы''), и физики бывают разными. Здесь речь идет о внутренней логике профессиональных позиций.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
... размышлению7
Существуют и другие варианты словоупотребления, например, вместо оппозиции ``опыт - эксперимент'' рассматривают противопоставление ``наблюдение - эксперимент'', считая эксперимент активным, а наблюдение пассивным.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
... дарвинизма8
Следует обратить внимание на то, что понимание термина ``дарвинизм'' может быть различным и наш взгляд на учение Дарвина может не совпадать с представлениями других авторов.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
... незыблемо9
Кроме работ по зависимости выводов от принятой аксиоматики

.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
... выгодно10
Первое употребление слова ``выгодно''. Осторожнее! С его помощью, рассуждая о выгоде для вида, популяции, особи, гена, кусочка ДНК можно так запутать ситуацию, что потом уже ничего нельзя будет понять.

.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
... потомства11
Опять же, не просто потомство, но выжившего, дожившего до возраста размножения.

.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
... ниш12
``Ниша (экологическая) - совокупность факторов внешней среды, к которым приспособлен данный вид (или иной таксон); внешнее выражение потребностей организма, специфический способ использования среды'' ([67], c. 422).

.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
... малым13
Именно благодаря этой малости можно пренебрегать взаимным влиянием нескольких внедряемых групп и рассматривать их внедрение только по одной.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
... альтруизм14
Альтруизм человека - сложное явление, в котором взаимодействуют биологическое и социальное [8], [18], [125]. Упрощенно-биологическое толкование явлений культуры вряд ли может привести к серьезному прогрессу в их понимании, а внедрившись в массовую культуру, способно принести вред.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
... родителей15
Иногда ``что-то'' может передаваться горизонтально - в одном поколении, и вертикально - от предков к потомкам. Это создает дополнительные трудности в определениях. Так, Г. Спенсер относил к явлению наследования передачу врожденного сифилиса. Не спешите улыбаться, эта идея не соответствует современным воззрениям буквально, но ее принцип (``генетическая инфекция'') чрезвычайно современен.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
... размножения16
Вот оно - долгожданное определение коэффициента размножения через его место в уравнениях.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
... выгоднее17
Мы сознательно используем сравнительно расплывчатую ``выгоду вместо точных формулировок - их время здесь еще не пришло.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.