ИЗБРАННЫЕ ИГРЫ И НЕКОТОРЫЕ ИХ РЕЗУЛЬТАТЫ
(Звездочкой * отмечены игры под непосредственным руководством А.Н.Горбаня)
1* Название игры - “Полипредметный диалог на стыке наук”, научная
игра
Место и время проведения – Красноярск, 1986, март, 5 дней
Участники - молодые научные работники институтов Академии наук: биофизики,
биологи, физики, математики, биотехнологи.
Проблемы - проблема понимания в межпредметном диалоге
Организационные результаты - нет
Интеллектуальные результаты - отработаны принципы межпредметного диалога
(основной результат); построен новый класс динамических моделей клеточного
цикла прокариот (побочный результат).
2 Название игры - “Профсоюзы в условиях перестройки”, социально -
политическая игра.
Место и время проведения – Саукрсты, Латвия, 1988, январь, 7 дней
Участники - работники и руководители Латвийского республиканского совета
профсоюзов.
Проблемы –
1 Поиск социальной базы в новых условиях.
2 Работа профсоюзов в условиях возникающего правового государства
Организационные результаты - структурная реорганизация Латвийского
республиканского совета профсоюзов в том числе - демократизация и сокращение бюрократического
аппарата.
Интеллектуальные результаты - разработана программа структурной
реорганизации профсоюзов и новые принципы представительства.
3 Название игры - “Становление независимого профсоюзного движения в СССР”,
политическая игра.
Место и время проведения - Рига 1988 май 5 дней
Участники - Представители и руководители неформальных и неофициальных групп
рабочего движения
Проблемы –
1 Стратегия неофициального рабочего движения
2 Соорганизация различных групп
Организационные результаты - налаживание устойчивых связей между группами.
Интеллектуальные результаты - установление принципов неофициального
рабочего движения в СССР.
4 Название игры - “Научно-технический проект по замкнутым зкологическим
системам”, научно-проектная игра
Место и время проведения – Красноярск, 1987, март, 6 дней
Участники – исследователи, инженеры, руководители из научных организаций
Сибирского отделения Академии Наук СССР
Проблемы –
1 Переход в практике исследований от отдельных задач к разработке крупных
проектов; проблема выбора проекта наилучшего для развития науки.
2 Передача исследовательской программы от старого поколения ученых новому
поколению при отсутствии прямых связей “учитель-ученик”.
Организационные результаты - создан молодежный коллектив связавший свою
жизнь с проблемой замкнутых экологических систем; на его основе в Красноярске
создан Международный центр замкнутых экологических систем. Этот центр работает
в тесном контакте с Американским проектом “Биосфера-2”.
Интеллектуальные результаты - построена рабочая модель процесса
проектирования для развития науки. Создана технология для формирования мотивов
при передаче исследовательских программ.
5* Название игры - “Выборы Совета трудового коллектива”
Игра захватывала три сферы - экономическую политическую социальную
Место и время проведения – Омск, 1989, ноябрь, 7 дней
Участники - директор и администрация крупного завода, представители
заводской профсоюзной организации, работники завода
Проблемы - демократическое участие рабочих в управлении крупным
производством в условиях конверсии.
Организационные результаты - выбран СТК (орган демократического
представительства), разрешены наиболее острые конфликты, создана
организационная форма постоянного взаимодействия администрации и рабочих для
разрешения конфликтов.
Интеллектуальные результаты - построена рабочая модель внедрения
демократического процесса в профессиональные структуры.
6* Название игры - “Коммунистическая партия в условиях развивающегося
производства”, политико-экономическая игра
Место и время проведения - Красноярск 1990, январь, 4 дня
Участники - руководители партийной организации крупного завода начальники
цехов и отделов бригадиры.
Проблемы - последствия демонтажа партийных структур на производстве.
Организационные результаты - демонтаж партийных структур на производстве,
деполитизация производственных структур
Интеллектуальные результаты - описана специфическая неполитическая роль
партийных организаций КПСС в организации управления производством и осознана
необходимость исполнения этой роли другим субъектом в условиях распада КПСС
7 Название игры – “Проблема реорганизации военного производства в
условиях Конверсии” - организационно-управленческая игра
Место и время проведения – Омск, апрель 1990, 7 дней
Участники - администрация завода, руководители служб отделов, начальники
цехов, представители рабочих
Проблемы - соответствие организационных изменений процессам производства
Организационные результаты - включение в существующую организационную
структуру рыночных подразделений;
Отработка процедур взаимодействия элементов организации разнородных по
своим целям
Интеллектуальные результаты - зафиксирована неспособность руководства к
гибкому реагированию на быстрое изменение внешней ситуации понят механизм
отторжения научных рекомендаций по организации управления
8* Название игры - “Проблемы формирования свободной экономической зоны
Ленинградского региона”
Место и время проведения - Ленинград 1990 сентябрь 10 дней
Участники - депутаты Ленинградского городского совета, представители
промышленных предприятий, представители деловых кругов, офицеры Советской армии
представители правоохранительных органов, службы безопасности и таможенной
службы, научные работники, представители некоторых других регионов СССР (Тюмень
Дальний Восток).
Проблемы –
1 Развитие предпринимательской деятельности в отсутствие традиций
предпринимательства
2 Способы взаимодействия субъектов рынка в условиях кризиса системы власти
и при отсутствии правовых гарантий
3 Включение в рыночные отношения крупных государственных промышленных
предприятий
4 Политическая защита экономических интересов и пределы полномочий новых
властных структур
Организационные результаты - Сформирован “Балтийский клуб”. Клуб
обеспечивает взаимодействие различных групп предпринимателей между собой с
органами власти и наукой. Клуб сформировал общественное движение “Форум в
поддержку предпринимательства”. В феврале 1992 года клуб проводит съезд
предпринимателей России.
Интеллектуальные результаты - На основе моделирования социальных процессов
во время игры сформулирован прогноз развития общественной ситуации. Описаны
механизмы власти и способы управления в неправовом государстве.
9* Название игры - “Критические ситуации при переходе к рынку”
Место и время проведения – Красноярск, 1990, декабрь, 4 дня.
Участники - директора заводов, представители банков и органов муниципальной
власти.
Проблемы - взаимодействие предпринимательских структур с крупными
промышленными предприятиями государственного сектора в индустриальном районе
города.
Организационные результаты - Создано совместное предприятие между
государственными предприятиями и предпринимательским сектором. Создан “Клуб
директоров” для поддержания устойчивого сотрудничества.
Интеллектуальные результаты - разработана муниципальная программа
привлечения бизнеса к решению социальных проблем
10 Название игры - “Организация научной работы на
психолого-педагогическом факультете Красноярского университета”
Место и время проведения – Красноярск, 1991, март, 5 дней
Участники - Преподаватели сотрудники и студенты психолого- педагогического
факультета
Проблемы - научное оформление опыта педагогических инноваций
Организационные результаты - формирование научно-исследовательских групп
Интеллектуальные результаты - разработана система селекции научных замыслов
молодежи
11* Название игры - “Проблемы русской культуры”
Место и время проведения – Красноярск, 1991, июнь, 10 дней
Участники – филологи, философы, деятели культуры, педагоги, бизнесмены в
области культуры, психологи, историки, социологи, представители общественных
религиозных движений, русские мистики.
Проблемы
1 Накопление и оформление опыта в русской культуре
2 Эффективность системы культуры
Организационные результаты - нет
Интеллектуальные результаты - Обнаружены некоторые механизмы уничтожения
символов русской культуры препятствующих освоению эффективных способов
деятельности. Оформлены и соотнесены
между собой точки зрения различных групп интеллектуалов на проблему возрождения
Русской культуры
12* Название игры - “Торговый дом программ” (по проекту
“Государственный комитет по науке и технике - фирма IBM”)
Место и время проведения - Абрау-Дюрсо 1991, сентябрь, 6 дней
Участники - представители фирм-производителей программ, коммерсанты в сфере
Software.
Проблемы - организация рынка программ при отсутствии правовых и культурных
норм в сфере интеллектуальной собственности.
Организационные результаты –
1 Подписан протокол о создании торгового дома программ в СССР
2 Разработаны принципы его организации
Интеллектуальные результаты - разработан проект сети предприятий для
производства и сбыта программного продукта а также для обслуживания
потребителей и производителей программного продукта
13 Название игры - “Проектирование работы факультета социального
работника”
Место и время проведения – Красноярск, 1991, декабрь, 3 дня
Участники - педагоги научные работники
Проблемы - Систематизация и взаимное согласование научной и педагогической
работы
Организационные результаты –
1 Разработана учебная программа факультета
2 Определена и организована группа преподавателей для работы на факультете
Интеллектуальные результаты - Разработана новая полипредметная область на
стыке права психологии социологии и теории управления
14* Название игры - “Профессиональные союзы в процессе приватизации
крупного государственного предприятия”
Место и время проведения – Красноярск, 1992, январь, 3 дня
Участники - работники аппарата профессионального союза на предприятии
Проблемы - Использование профессионального союза в процессе приватизации
Организационные результаты - Внедрена процедура распространения акций на
предприятии
Интеллектуальные результаты - Смоделированы последствия приватизации
крупных
государственных предприятий
Примечание. В процессе игры многие виды интеллектуальной работы выполняются
не членами исследовательской группы, а другими участниками игры.
За счет этого игры позволяют аккумулировать опыт большого числа людей.
Специфическая работа группы состоит в обеспечении процессов коммуникации понимания
и принятия решений а также в накоплении опыта.
Обработка и теоретическое оформление опыта производится членами
исследовательской группы после игр. Эта работа производится в предметных
областях – психологии, правоведения, социологии, организации управления и
завершается в межпредметном диалоге. Полученный опыт трансформируется в
технологии, применяемые в последующих играх.
Этот опыт может быть полезен и за пределами игровой практики в частности
для организации эффективной коммуникации в бизнесе, политике, образовании,
науке.