ИЗБРАННЫЕ ИГРЫ И НЕКОТОРЫЕ ИХ РЕЗУЛЬТАТЫ

(Звездочкой * отмечены игры под непосредственным руководством А.Н.Горбаня)

 

1* Название игры - “Полипредметный диалог на стыке наук”, научная игра

Место и время проведения – Красноярск, 1986, март, 5 дней

Участники - молодые научные работники институтов Академии наук: биофизики, биологи, физики, математики, биотехнологи.

Проблемы - проблема понимания в межпредметном диалоге

Организационные результаты - нет

Интеллектуальные результаты - отработаны принципы межпредметного диалога (основной результат); построен новый класс динамических моделей клеточного цикла прокариот (побочный результат).

 

2 Название игры - “Профсоюзы в условиях перестройки”, социально - политическая игра.

Место и время проведения – Саукрсты, Латвия, 1988, январь, 7 дней

Участники - работники и руководители Латвийского республиканского совета профсоюзов.

Проблемы –

1 Поиск социальной базы в новых условиях.

2 Работа профсоюзов в условиях возникающего правового государства

Организационные результаты - структурная реорганизация Латвийского республиканского совета профсоюзов в том числе - демократизация и сокращение бюрократического аппарата.

Интеллектуальные результаты - разработана программа структурной реорганизации профсоюзов и новые принципы представительства.

 

3 Название игры - “Становление независимого профсоюзного движения в СССР”, политическая игра.

Место и время проведения - Рига 1988 май 5 дней

Участники - Представители и руководители неформальных и неофициальных групп рабочего движения

Проблемы –

1 Стратегия неофициального рабочего движения

2 Соорганизация различных групп

Организационные результаты - налаживание устойчивых связей между группами.

Интеллектуальные результаты - установление принципов неофициального рабочего движения в СССР.

 

4 Название игры - “Научно-технический проект по замкнутым зкологическим системам”, научно-проектная игра

Место и время проведения – Красноярск, 1987, март, 6 дней

Участники – исследователи, инженеры, руководители из научных организаций Сибирского отделения Академии Наук СССР

Проблемы –

1 Переход в практике исследований от отдельных задач к разработке крупных проектов; проблема выбора проекта наилучшего для развития науки.

2 Передача исследовательской программы от старого поколения ученых новому поколению при отсутствии прямых связей “учитель-ученик”.

Организационные результаты - создан молодежный коллектив связавший свою жизнь с проблемой замкнутых экологических систем; на его основе в Красноярске создан Международный центр замкнутых экологических систем. Этот центр работает в тесном контакте с Американским проектом “Биосфера-2”.

Интеллектуальные результаты - построена рабочая модель процесса проектирования для развития науки. Создана технология для формирования мотивов при передаче исследовательских программ.

 

5* Название игры - “Выборы Совета трудового коллектива

Игра захватывала три сферы - экономическую политическую социальную

Место и время проведения – Омск, 1989, ноябрь, 7 дней

Участники - директор и администрация крупного завода, представители заводской профсоюзной организации, работники завода

Проблемы - демократическое участие рабочих в управлении крупным производством в условиях конверсии.

Организационные результаты - выбран СТК (орган демократического представительства), разрешены наиболее острые конфликты, создана организационная форма постоянного взаимодействия администрации и рабочих для разрешения конфликтов.

Интеллектуальные результаты - построена рабочая модель внедрения демократического процесса в профессиональные структуры.

 

6* Название игры - “Коммунистическая партия в условиях развивающегося производства”, политико-экономическая игра

Место и время проведения - Красноярск 1990, январь, 4 дня

Участники - руководители партийной организации крупного завода начальники цехов и отделов бригадиры.

Проблемы - последствия демонтажа партийных структур на производстве.

Организационные результаты - демонтаж партийных структур на производстве, деполитизация производственных структур

Интеллектуальные результаты - описана специфическая неполитическая роль партийных организаций КПСС в организации управления производством и осознана необходимость исполнения этой роли другим субъектом в условиях распада КПСС

 

7 Название игры – “Проблема реорганизации военного производства в условиях Конверсии” - организационно-управленческая игра

Место и время проведения – Омск, апрель 1990, 7 дней

Участники - администрация завода, руководители служб отделов, начальники цехов, представители рабочих

Проблемы - соответствие организационных изменений процессам производства

Организационные результаты - включение в существующую организационную структуру рыночных подразделений;

Отработка процедур взаимодействия элементов организации разнородных по своим целям

Интеллектуальные результаты - зафиксирована неспособность руководства к гибкому реагированию на быстрое изменение внешней ситуации понят механизм отторжения научных рекомендаций по организации управления

 

8* Название игры - “Проблемы формирования свободной экономической зоны Ленинградского региона

Место и время проведения - Ленинград 1990 сентябрь 10 дней

Участники - депутаты Ленинградского городского совета, представители промышленных предприятий, представители деловых кругов, офицеры Советской армии

представители правоохранительных органов, службы безопасности и таможенной службы, научные работники, представители некоторых других регионов СССР (Тюмень Дальний Восток).

Проблемы –

1 Развитие предпринимательской деятельности в отсутствие традиций предпринимательства

2 Способы взаимодействия субъектов рынка в условиях кризиса системы власти и при отсутствии правовых гарантий

3 Включение в рыночные отношения крупных государственных промышленных предприятий 

4 Политическая защита экономических интересов и пределы полномочий новых властных структур

Организационные результаты - Сформирован “Балтийский клуб”. Клуб обеспечивает взаимодействие различных групп предпринимателей между собой с органами власти и наукой. Клуб сформировал общественное движение “Форум в поддержку предпринимательства”. В феврале 1992 года клуб проводит съезд предпринимателей России.

Интеллектуальные результаты - На основе моделирования социальных процессов во время игры сформулирован прогноз развития общественной ситуации. Описаны механизмы власти и способы управления в неправовом государстве.

 

9* Название игры - “Критические ситуации при переходе к рынку

Место и время проведения – Красноярск, 1990, декабрь, 4 дня.

Участники - директора заводов, представители банков и органов муниципальной власти.

Проблемы - взаимодействие предпринимательских структур с крупными промышленными предприятиями государственного сектора в индустриальном районе города.

Организационные результаты - Создано совместное предприятие между

государственными предприятиями и предпринимательским сектором. Создан “Клуб директоров” для поддержания устойчивого сотрудничества.

Интеллектуальные результаты - разработана муниципальная программа привлечения бизнеса к решению социальных проблем

 

10 Название игры - “Организация научной работы на психолого-педагогическом факультете Красноярского университета

Место и время проведения – Красноярск, 1991, март, 5 дней

Участники - Преподаватели сотрудники и студенты психолого- педагогического факультета

Проблемы - научное оформление опыта педагогических инноваций

Организационные результаты - формирование научно-исследовательских групп

Интеллектуальные результаты - разработана система селекции научных замыслов молодежи

 

11* Название игры - “Проблемы русской культуры

Место и время проведения – Красноярск, 1991, июнь, 10 дней

Участники – филологи, философы, деятели культуры, педагоги, бизнесмены в области культуры, психологи, историки, социологи, представители общественных религиозных движений, русские мистики.

Проблемы

1 Накопление и оформление опыта в русской культуре

2 Эффективность системы культуры

Организационные результаты - нет

Интеллектуальные результаты - Обнаружены некоторые механизмы уничтожения символов русской культуры препятствующих освоению эффективных способов деятельности.  Оформлены и соотнесены между собой точки зрения различных групп интеллектуалов на проблему возрождения Русской культуры

 

12* Название игры - “Торговый дом программ” (по проекту “Государственный комитет по науке и технике - фирма IBM”)

Место и время проведения - Абрау-Дюрсо 1991, сентябрь, 6 дней

Участники - представители фирм-производителей программ, коммерсанты в сфере Software.

Проблемы - организация рынка программ при отсутствии правовых и культурных норм в сфере интеллектуальной собственности.

Организационные результаты –

1 Подписан протокол о создании торгового дома программ в СССР

2 Разработаны принципы его организации

Интеллектуальные результаты - разработан проект сети предприятий для производства и сбыта программного продукта а также для обслуживания потребителей и производителей программного продукта

 

13 Название игры - “Проектирование работы факультета социального работника

Место и время проведения – Красноярск, 1991, декабрь, 3 дня

Участники - педагоги научные работники

Проблемы - Систематизация и взаимное согласование научной и педагогической работы

Организационные результаты –

1 Разработана учебная программа факультета

2 Определена и организована группа преподавателей для работы на факультете

Интеллектуальные результаты - Разработана новая полипредметная область на стыке права психологии социологии и теории управления

 

14* Название игры - “Профессиональные союзы в процессе приватизации крупного государственного предприятия

Место и время проведения – Красноярск, 1992, январь, 3 дня

Участники - работники аппарата профессионального союза на предприятии

Проблемы - Использование профессионального союза в процессе приватизации

Организационные результаты - Внедрена процедура распространения акций на предприятии

Интеллектуальные результаты - Смоделированы последствия приватизации крупных

государственных предприятий

 

Примечание. В процессе игры многие виды интеллектуальной работы выполняются не членами исследовательской группы, а другими участниками игры.

За счет этого игры позволяют аккумулировать опыт большого числа людей. Специфическая работа группы состоит в обеспечении процессов коммуникации понимания и принятия решений а также в накоплении опыта.

 

 

 

Обработка и теоретическое оформление опыта производится членами исследовательской группы после игр. Эта работа производится в предметных областях – психологии, правоведения, социологии, организации управления и завершается в межпредметном диалоге. Полученный опыт трансформируется в технологии, применяемые в последующих играх.  Этот опыт может быть полезен и за пределами игровой практики в частности для организации эффективной коммуникации в бизнесе, политике, образовании, науке.